Итальянские автодороги и особенности ПДД

Планируя переезд в любую страну, не лишним будет ознакомиться с правилами дорожного движения и особенностью местных дорог. Впрочем, эти знания пригодятся и туристам, которые туристическим маршрутам предпочитают свободное перемещение.

Первое, что нужно знать – в Италии можно ездить с российским водительским удостоверением, если ФИО написаны латиницей. Если нет – нужно озаботиться оформлением прав международного образца, которые можно получить в регистрационном подразделении автоинспекции по месту жительства. Однако это касается только туристов, приезжающих на своих автомобилях из России. Если вы переехали в Италию на постоянное место жительства, то в течение года со дня регистрации в списке проживающих должны получить итальянское водительское удостоверение. Пока, к сожалению, российские «права» нельзя обменять на итальянские (в отличие от украинских или молдавских), поэтому проходить обучение и сдавать экзамены придется на общих основаниях.

Один из сервисов, которым пользуются туристы – автомобиль напрокат. Воспользоваться услугой могут водители старше 21 года и со стажем вождения минимум 1 год.

Платные дороги: особенности, способы оплаты, правила

В Италии очень много платных автомагистралей. Называются они автострадами (autostrada) и соединяют между собой все регионы и крупные города Италии. Общая протяженность всех автострад превышает 7 тысяч километров при очень высоком качестве дорожного покрытия и инфраструктуры.

Каждая автострада имеет свой номер, начинающийся с буквы А (А1, А4, А26 и т.д.) или с букв RA для соединительных участков. Кроме того, многие автострады имеют ещё и названия. Есть, например, «Автострада Цветов» (Autostrada dei Fiori, А10, Genova — Ventimiglia), «Автострада Средиземноморья» (Autostrada del Mediterraneo, А2, Salerno — Reggio Calabria) и другие не менее поэтические названия.

Въезд на автостраду обозначается соответствующим знаком зеленого цвета, такой же цвет имеют все относящиеся к автостраде указатели.

Оплачивать проезд можно наличными, банковскими картами или специальными предоплаченными картами Viacard, а также с помощью электронного устройства-транспондера Telepass. Последний способ наиболее удобен, так как не требует остановки на пунктах оплаты – списание происходит автоматически при проезде по специально оборудованной полосе, однако доступен он только резидентам Италии. Списание средств осуществляется с банковской карты или счёта, который указан в контракте Telepass при подключении. Оформить контракт и получить устройство можно за полчаса в офисах Telepass, во многих банках страны или в пунктах продаж на автострадах (Punto Blu). С недавних пор в продаже появились новые универсальные устройства Telepass, которые позволяют автоматически оплачивать проезд по платным дорогам не только Италии, но также Франции, Испании и Португалии.

Оплата осуществляется при проезде через специальные пункты оплаты, оборудованные шлагбаумами и кассами. Ориентироваться на них просто – помогают цветная разметка и понятные указатели. Заезжать на жёлтые полосы могут только клиенты Telepass. Белая разметка – оплата наличными либо банковской картой: это можно сделать самостоятельно или с помощью оператора. Синие полосы – оплата только картами банков и Viacard.

Оплачивать проезд по такой трассе нужно, как правило, на выезде с неё. При въезде водители получают талон, который в конце платного участка предъявляется кассиру или вставляется в автомат. Но бывает и так, что оплата взимается при въезде (например, на отдельных платных участках с фиксированной стоимостью проезда) или в конце платного участка, после которого автострада продолжается, но становится бесплатной. Клиентам Telepass эти тонкости знать не обязательно: система сама определит, где надо платить, и спишет деньги автоматически.

Автострады Италии находятся в частной собственности и часто передаются в управление специализированным компаниям. Управляющие компании, помимо содержания самой дороги, обеспечивают качественный придорожный сервис. Сервисные зоны (Area di servizio) включают в себя АЗС, туалеты и иногда душевые, кафе и рестораны, магазины и места для отдыха. Наибольшее распространение получили придорожные кафе и рестораны компании «Автогриль» (Autogrill), этот бренд даже стал нарицательным, и часто автогрилями называют все заведения на автострадах, даже если они управляются другими компаниями.

Соблюдение скоростного режима контролируется автоматизированной системой Tutor, которая определяет среднюю скорость движения на определенном участке автострады и в случае превышения средней скорости автомобиля над установленным ограничением максимальной скорости формирует пакет документов о привлечении к административной ответственности для отправки нарушителю. Встречаются на автострадах и классические радары с камерами, которые также работают в автоматическом режиме.

Все платные дороги дублируются бесплатными государственными, которые обозначаются белыми буквами на синем фоне и называются Strade statali (SS). Бесплатная скоростная дорога, соответствующая критериям автомагистрали, называется «суперстрада». Дороги провинциального значения обозначены буквами SP (Strada provinciale).

От чего зависит стоимость проезда по платной трассе

Итоговая сумма складывается из нескольких показателей: категория транспортного средства, выбранная магистраль, расстояние, какая компания управляет дорогой. Класс транспортного средства определяется по высоте и количеству осей (включая оси прицепа). Всего есть 5 классов:

  1. Двухосные ТС высотой менее 1,3 м. (класс А). Сюда входят легковые автомобили и мотоциклы.
  2. Двухосные ТС высотой более 1,3 м. (класс B). К этой категории относятся некоторые внедорожники, грузовики, автобусы.
  3. Три оси. Легковые автомобили с прицепом, некоторые грузовики и автобусы.
  4. Четыре оси. Легковой и грузовой транспорт с прицепом.
  5. Пять и более осей.

Тип участка также влияет на стоимость: проезд по горной дороге стоит дороже, чем по равнине.

Например, стоимость проезда по автостраде от Рима до Милана (563 км.) для класса А составит 41,30 евро.

Что нельзя делать на скоростных платных дорогах

На автострадах действуют различные ограничения. Они простые и запомнить их просто – все они направлены на поддержание безопасности. В частности, на автострадах нельзя:

  • передвигаться пешком, в том числе по обочинам, а также на велосипедах, мопедах и мотоциклах с объемом двигателя менее 150 куб. см. (менее 250 куб. см. для мотоциклов с колясками);
  • разворачиваться – даже непосредственно у выезда с трассы;
  • ехать задним ходом;
  • въезжать и выезжать с трассы вне полос разгона и торможения;
  • обгонять справа;
  • занимать любую полосу движения, кроме крайней правой, если последняя свободна;
  • двигаться слишком медленно, а также останавливаться в полосе движения;
  • ехать по полосе, предназначенной для аварийной остановки или для движения спецтранспорта (обгонять по ней тоже нельзя);
  • останавливаться в зоне обслуживания (Area di servizio) больше, чем на 24 часа и на участках аварийной остановки SOS больше, чем на 3 часа;
  • буксировать транспортные средства;
  • пытаться остановить другие машины, «голосовать» (правило «No autostop»).

 Особенности дорог Италии

В Италии распространены перекрёстки с круговым движением. Преимущество на таких перекрестках определяется установленными дорожными знаками. Традиционно чаще всего оно у тех, кто находится на круге. Помимо сложных перекрёстков, много улиц с односторонним движением. Поэтому ехать куда-либо наугад – весьма рискованная затея. Лучше заранее изучить маршрут или пользоваться навигатором.

Качество бесплатных дорог часто оставляет желать лучшего. Однако дорог без асфальтового покрытия в Италии практически нет.

Алгоритм работы светофоров в Италии отличается от принятого в России. Здесь вы не увидите «мигающего зелёного» – после него сразу загорится жёлтый сигнал. Жёлтый не запрещает проезд, но оповещает о скором включении красного.

В центрах городов часто можно встретить табличку с ограничением движения – «Zona traffico limitato». Этот знак всегда содержит пояснения – обычно с указанием времени и дней недели, которых касается запрет.

Правила парковки

Большинство парковок платные, они обозначаются синим цветом (синяя, или голубая зона). Оплатить парковку можно наличными с помощью паркомата либо, в соответствии с современными трендами, путем отправки СМС или через мобильные приложения. Распространен также вариант под названием gratta e sosta («сотри и паркуйся») – для этого заранее покупается специальный бланк, на котором нужно стереть защитный слой (как на билетах моментальной лотереи) на полях, соответствующих дате и времени парковки. После оплаты рекомендуется положить чек или билет gratta e sosta с указанием оплаты и времени под лобовое стекло. Важно строго следить за тем, чтобы время парковки не истекло. Даже опоздание на 5 минут чревато серьёзными проблемами. Некоторые парковки, обозначенные синей разметкой, являются платными только до определенного часа или только по рабочим дням, об этом обязательно будет написано на табличке под знаком.

Белой разметкой обозначается бесплатная парковка. Оставляя автомобиль на такой парковке, надо быть очень внимательным и сначала изучить все знаки, указатели и таблички, расположенные рядом. Бесплатные парковки в Италии часто сопровождаются разными дополнительными условиями, нарушение которых влечет наложение штрафа. Например, табличка под знаком может указывать на ограничение продолжительности парковки – стоять можно не больше часа или иного отрезка времени. Для обозначения времени начала парковки автомобилисты Италии используют так называемый «часовой диск» (disco orario). Такой диск крепится под лобовое стекло, чтобы циферблат был виден снаружи, и на нем вручную (но есть и «технологичные» версии с электронным табло) путем поворота стрелки выставляется время прибытия на парковку. Дорожная или местная полиция именно по стрелкам на этом диске будет определять, не превысили ли вы допустимое время парковки. Другое распространенное ограничение – возможность парковки или запрет на парковку только по определенным дням. Чаще всего такие условия связаны с расписанием работы муниципальных служб по уборке улиц или с работой рынков или ярмарок выходных дней.

Жёлтой разметкой указывается место, где могут оставлять машину только жильцы близлежащих домов, имеющие специальный талон. В этой зоне разрешено также останавливаться машинам доставки.

Серьезным нарушением признается парковка на местах, отведенных для людей с ограниченными возможностями. Такие места всегда обозначены знаком и разметкой, принятыми и понятными во всем мире.

Стоянка в месте, где она запрещена, может повлечь наложение штрафа, а в некоторых случаях и эвакуацию автомобиля. Категорически не рекомендуется оставлять машину даже на короткое время перед выездами из дворов, гаражей и прилегающих территорий, если такой выезд обозначен знаком Passo carrabile.

В крупных городах найти свободное место, даже на платной парковке, очень сложно. Поэтому рекомендуется оставлять машину на подземных платных парковках, которых в итальянских городах всегда достаточно.

Правила дорожного движения в Италии

Штрафы здесь высокие, а за соблюдением ПДД следят строго. Поэтому перед тем, как сесть за руль, необходимо ознакомиться с правилами. Они мало отличаются от российских.

В Италии принято правостороннее движение. В плохую погоду, когда видимость снижена, а также при езде вне города или в тоннеле обязательно включать ближний свет фар (вне города достаточно дневных ходовых огней, если автомобиль ими оборудован). Все пассажиры должны быть пристёгнуты ремнями безопасности. Это правило касается и сидящих сзади, хотя на практике соблюдается крайне редко. За рулём нельзя пользоваться мобильным телефоном. Исключение для системы hands free.  Перевозить детей можно только с использованием детских кресел или других удерживающих устройств – в соответствии с ростом и весом ребёнка.

Курение в автомобилях запрещено, только если в салоне находятся беременные женщины или несовершеннолетние. Электронных сигарет данный запрет не касается.

В холодное время года (точные даты различаются по регионам) обязательным является использование зимних шин или наличие на борту цепей противоскольжения.

Полезно знать про так называемую систему SOS для водителей. Если неисправность позволяет проехать ещё некоторое расстояние, то можно добраться до ближайшей колонки SOS и нажать кнопку вызова. Автоответчик сам определит местонахождение. Повторно нажимать кнопку не стоит – в этом случае придётся оплатить лишний вызов, если предыдущий не был отменён.

Ограничения скорости

На дорогах действуют следующие правила, касающиеся скорости:

  • передвижение в черте населенного пункта – не более 50 км/ч;
  • вне населённого пункта – 90 км/ч;
  • по бесплатной автомагистрали («суперстраде») можно разогнаться до 110 км/ч;
  • по автостраде – до 130 км/ч.

Автомобили с прицепом по городу могут ехать с той же скоростью, что и остальные, а за городом не быстрее 70 км/ч. По автотрассам и магистралям скорость машины с прицепом не может быть выше 80 км/ч.

Все водители должны двигаться медленнее во время дождя, снега и на мокрой дороге. Снизить скорость придётся и тем, кто использует шипованную резину.

Алкоголь

Разрешённый уровень алкоголя – 0,5 г/л. Штрафы крупные, а при высоких показателях опьянения есть риск отправиться за решётку. Водителям, которые ещё не достигли 21 года, от алкоголя лучше вообще отказаться: его следов в крови не должно быть совсем. То же касается тех, чей опыт вождения менее 3 лет.

Как оплатить штраф за нарушение ПДД

С мелкими штрафами проще разобраться на месте (если для данного нарушения закон допускает такую возможность): полицейский примет оплату и выдаст квитанцию. Её рекомендуется сохранять: спорные случаи и сбои в базе данных бывают.

В остальных случаях штраф должен быть оплачен через банк или почтовый офис. В течение первых пяти дней со дня получения протокола штраф за большинство видов нарушений можно оплатить с существенной скидкой (30%).

Штрафы в разное время суток отличаются. Например, ночью нарушать ПДД дороже – сумма штрафа может увеличиться до 30%. Ночным считается время с 22:00 до 7:00.

Автозаправочные станции

Заправить машину круглосуточно можно практически везде. На автострадах АЗС работают, как правило, с обслуживанием в круглосуточном режиме. В других местах персонал на заправках может работать с 7:00 до 12:30 и с 15:30 до 19:00, а в остальное время заправиться можно самостоятельно с оплатой через автоматический терминал. Терминалы принимают наличные и некоторые виды карт, но сдачу не выдают.

На многих автозаправках указывается разная стоимость топлива для случаев, когда машину заправляет работник заправки, и для заправки в режиме самообслуживания. В последнем случае цена, естественно, ниже. Часто для самостоятельной заправки выделены отдельные колонки – они имеют обозначение «Self», тогда как на колонках с обслуживанием будет табличка «Servito».

Розничная цена топлива на АЗС Италии зависит от котировок на нефть и меняется почти каждый день.