Возможно, Италия и была страной, положившей начало Cosa Nostra, но сегодня она является одной из самых безопасных стран Европы, а уровень убийств в ней значительно ниже, чем у соседей.

 

С середины 19-го века до 1990-х годов в результате насилия мафии погибли тысячи людей: от конкурентов и предателей, залитых в бетон или скормленных свиньям, до судей, священников и свидетелей, убитых за то, что они осмелились бросить вызов мафии.

Были также травматические «Свинцовые годы» с конца 1960-х по 1980-е годы, когда вооруженные группы крайне левых и крайне правых принесли террор в Италию с помощью взрывов и убийств.

Жестокое убийство бывшего премьер-министра Альдо Моро, совершенное марксистско-ленинскими Красными бригадами в 1978 году, глубоко запечатлелось в национальной психике, хотя наибольшее число из примерно 400 жертв того периода было убито неофашистами.

Но когда этот кровавый период закончился и после подавления мафии, которое подтолкнуло ее к менее жестоким финансовым преступлениям, уровень убийств в стране резко упал.

 

Меньше убийств мужчин

По данным ООН, еще в 1990 году в Италии на один миллион жителей приходилось 34 убийства по сравнению с 24 в соседней Франции.

В 2021–2022 годах этот показатель упал до 5,5 на миллион в Италии, 11 во Франции, восьми в Германии и 10 в Великобритании.

В Европе только Норвегия и Швейцария имеют уровень убийств ниже или равному итальянскому, а в Латвии, где этот показатель хуже всего, этот показатель в 6,5 раз выше.

«За последние 25 лет количество убийств в целом снизилось, особенно среди мужчин», которые ранее были основными жертвами мафии, отметила Рафаэлла Сетте, социолог из Болонского университета.

Только 10 процентов убийств каждый год теперь возлагаются на организованную преступность.

«Мафии — Каморра, Ндрангета, Коза Ностра — радикально изменили свои методы работы», — сказал Джанлука Арриги, адвокат по уголовным делам, пишущий полицейские романы.

«Сегодня они действуют с более экономической точки зрения: скупают недвижимость, входят в компании», — сказал он.

 

Доброжелательность

Анализировать причины насилия в разных странах всегда рискованно, но Арриги считает, что здесь играют роль несколько факторов.

Хотя Италия возможно беднее, чем ее сопоставимые соседи по ЕС, он говорит, что это не всегда вредно для социального благосостояния, утверждая, что «доброжелательность» среди людей может помочь компенсировать жизненные трудности.

«Чем выше конфликтность в обществе, тем выше количество убийств, совершаемых людьми, находящимися в состоянии гнева», — сказал Арриги агентству Франс Пресс.

Однако уровень убийств выше на юге Италии, в самой бедной части страны.

Но Стефано Дельфини, руководитель отдела криминального анализа правительственного департамента общественной безопасности, согласен с тем, что «наше общество менее жестоко».

«Социальная ткань более устойчива, вероятно, из-за наличия семейных ценностей, которые означают, что трудности ощущаются менее резко».

Еще одним фактором, способствующим насилию в других странах, является употребление алкоголя или наркотиков, особенно во Франции и Великобритании.

Италия не ведет данных об этом, но, по данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя является самым низким в ЕС.

В Италии проводится серьезная работа по предотвращению «фемицидов» – убийств женщин партнером, супругом или членом семьи – в 2023 году было зарегистрировано 97 из 330 убийств.

Отсутствие гармонизированных данных об убийствах женщин затрудняет сравнение с другими европейскими странами.

Но статистика, собранная Всемирным банком за 2021 год, показывает, что уровень убийств женщин составляет 3,9 на один миллион человек в Италии, что значительно ниже 6,8 во Франции и 8,0 в Германии.