Ошибки иммиграции. Почему нельзя получить ВНЖ в Италии на основании только что созданной компании
Информации, посвященной иммиграции в Италию, в сети довольно много. Кто-то делится собственным опытом, другие авторы представляют различные фирмы, предлагающие услуги по иммиграции. Среди последних весьма популярен жанр так называемого «развенчания мифов об иммиграции». Зачастую мифами объявляется все то, что по каким-то причинам практикуется не авторами и их компаниями, а конкурентами, либо то, что ставит под сомнение предлагаемые ими решения. Так, сразу несколько фирм, работающих на этом рынке, объявили мифом утверждение о том, что для получения ВНЖ в Италии посредством создания итальянской компании необходимо, чтобы компания существовала не менее трех лет. Мотивы понятны – данные фирмы предлагают своим клиентам схемы, предполагающие создание компании в Италии и запрос ВНЖ на основании наличия такой компании. Аргументация в пользу предлагаемых схем либо вообще не приводится, либо сводится к ссылкам на многолетний успешный опыт реализации именно таких схем.
И действительно, если клиенты этих фирм успешно получают ВНЖ под только что созданные компании, то оснований для критики их деятельности, казалось бы, нет. Но на деле все обстоит не совсем так красиво, как это пытаются представить. Критикуя других за отсутствие должной аргументации, я, конечно, не хотел бы оказаться в их же положении. Поэтому аргументировать буду как полагается, так что приготовьтесь к довольно длинному тексту с обилием юридической терминологии. В любом случае постараюсь изложение по возможности упростить.
Для того, чтобы правильно понимать ситуацию с получением рабочих виз типа D (а именно такая виза является основанием для запроса ВНЖ в Италии), надо знать практику выдачи этих виз итальянскими консульствами. Источников достоверной информации о такой практике у меня три: собственная практика моего иммиграционного агентства за пять лет; обращения бывших клиентов других консультантов, уже получивших отказ в визе, с просьбами о помощи; итальянская судебная практика по делам об обжаловании отказов в выдаче виз. Так вот, главной особенностью деятельности итальянских консульств является относительная непредсказуемость принимаемых решений. Нередко консульства открывают визы, несмотря на отсутствие законных оснований для этого, или даже при наличии обстоятельств, которые закон относит к основаниям для отказа в визе. Бывает и наоборот – отказывают или пытаются отказать в визе без достаточных на то оснований.
Кроме того, практика меняется с течением времени. В период 2011 – 2013 гг. генеральное консульство Италии в Москве открывало визы типа D практически всем подряд, не особо вникая в соответствие представленных документов закону. Начиная с 2014 года количество отказов значительно повысилось, хотя уже упомянутая непредсказуемость по-прежнему присутствует. Именно поэтому ссылки на собственный положительный опыт не могут признаваться достаточным аргументом в пользу какой-то определенной схемы иммиграции. Любая практикуемая схема или программа иммиграции должна иметь юридическое обоснование и соответствовать итальянскому законодательству как в общем, так и в каждой детали. В противном случае процедура превращается в лотерею — может быть, и повезет.
И самое главное – отказ в визе может быть обжалован в судебном порядке. Если процедура правильная, а все документы соответствуют закону, то отказ будет незаконным и можно будет отстоять свое право в суде. Таких случаев в практике достаточно много. Если же схема-лотерея не соответствовала закону, и в консульстве «не повезло», то успешно обжаловать такой отказ не удастся. Это означает безвозвратную потерю денег и времени, а также возможное осложнение задачи получения иммиграционной визы в будущем. Ниже я покажу, почему рассматриваемая схема иммиграции не соответствует закону и не должна применяться, если только вам не захотелось поиграть в лотерею.
Типичная схема состоит в следующем. Клиенту предлагается начать с создания в Италии компании, как правило, в форме SNC (società in nome collettivo) — полного товарищества. Эта форма выбирается ввиду относительной простоты и экономичности как на этапе создания, так и в процессе деятельности. На самом деле принципиального значения организационно-правовая форма компании в данном случае не имеет, но об этом ниже. После создания компании, в которой клиент с партнерами становятся участниками и, что особенно важно, администраторами, в различных органах Италии запрашивается еще ряд документов: сертификат Дирекции по труду, справки и финансовые аттестации из Торговой палаты, nulla osta («отсутствие препятствий») в иммиграционном офисе управления полиции. Весь этот пакет подается в итальянское консульство для получения визы типа D по мотивам независимой работы (lavoro autonomo).
Что говорит закон? Статья 26 «Сводного текста положений, касающихся порядка иммиграции и норм о положении иностранца» (законодательный декрет от 25 июля 1998 г. № 286 с последующими изменениями и дополнениями) содержит общие нормы о независимой деятельности иностранцев в Италии. Среди возможных вариантов такой деятельности в пункте 2 указанной статьи названы: промышленная, профессиональная, ремесленная или коммерческая деятельность, а также создание компании в форме общества лиц или капиталов, либо осуществление каких-либо полномочий в компаниях.
Обратим внимание на то, что закон определяет все возможные варианты независимой деятельности иностранцев, не регламентируя детально процедуру получения визы и ВНЖ для каждого из них. Для этого есть другие нормативные акты. В частности, исполнительный регламент, введенный Декретом Президента Республики от 31 августа 1999 № 394, в статье 39 детализирует требования, предъявляемые к некоторым категориям «самозанятых» иностранцев. Тем не менее, отметим, что пока рассматриваемая схема вполне укладывается в категорию «создание компании в форме общества лиц или капиталов, либо осуществление каких-либо полномочий в компаниях». Пункт 5 этой же статьи предписывает итальянским консульствам в других странах убедиться в наличии всех необходимых реквизитов, необходимых для осуществления деятельности иностранца в Италии, и выдать въездную визу для независимой деятельности в пределах квот, установленных в соответствии с пунктом 4 статьи 3 и статьей 21 «Сводного текста». В соответствии с пунктом 1 статьи 21 въезд на территорию Государства по мотивам наемной работы, в том числе сезонного характера, и независимой работы, осуществляется в пределах квот на въезд, установленных декретами, указанными в пункте 4 статьи 3. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Декретом Президента Совета Министров на основе общих критериев, указанных в «программном документе», определяются максимальные квоты иностранцев, допускаемых к въезду на территорию Государства для наемной работы, в том числе сезонного характера, и для независимой работы. Въездные визы и виды на жительство для наемной работы, в том числе сезонного характера, и для независимой работы, выдаются в пределах вышеназванных квот. Таким образом, именно декрет о квотах (так называемый decreto flussi) определяет, кто и в каком количестве может въехать в Италию для осуществления независимой деятельности, в пределах установленных законом возможных категорий. Действующий в 2016 году декрет Президента Совета Министров, изданный 14.12.2015 г., устанавливает возможность получения визы для следующих категорий независимых иностранных работников:
- предприниматели, намеревающиеся осуществить инвестиционный план в интересах итальянской экономики, который предусматривает использование собственных ресурсов в сумме не менее 500 тысяч евро, происходящих из легальных источников, а также создание не менее трех новых рабочих мест;
- свободные профессионалы регулируемых или охраняемых профессий, либо нерегулируемых, но представленных на национальном уровне профессиональными ассоциациями, включенными в списки курируемые органами государственной власти;
- лица, замещающие административные или контрольно-ревизионные должности в компаниях, определенно предусмотренные Министерским Декретом (МИД Италии совместно с другими министерствами) от 11 мая 2011 г. № 850.
- артисты, имеющие мировую известность или высокую профессиональную квалификацию, приглашенные государственными или частными учреждениями;
- лица, создающие компании, признаваемые «инновационными стартапами» в соответствии с законом № 221/2012.
Рассматриваемая иммиграционная схема подпадает под третий пункт вышеприведенного списка, поскольку документы оформляются и подаются заявителями именно в качестве администраторов учрежденных ими компаний. Виды компаний и должностей в них, дающих право на получение ВНЖ в Италии, определяются декретом от 11 мая 2011 г. № 850 «Определение типов въездных виз и реквизитов для их получения». В 2014 – 2015 гг. действовал другой декрет о квотах, содержащий несколько иную формулировку вместо прямой отсылки к декрету от 11 мая 2011 г. № 850: «…явным образом предусмотренные действующими нормами о въездных визах». Однако действующие нормы о въездных визах и в упомянутый период содержались в том же декрете № 850, причем никаких изменений за это время не претерпели. Согласно пункту 7.I.2 Приложения А к названному декрету, к «подходящим» должностям относятся: президент (presidente), член административного совета / правления / совета директоров (membro del consiglio di amministrazione), уполномоченный администратор (amministratore delegato), ревизор (revisore dei conti). Также установлен перечень видов компаний, для которых действует данная норма: акционерное общество (società per azioni), общество с ограниченной ответственностью (società a responsabilità limitata), коммандитное акционерное общество (società in accomandita per azioni), кооперативное общество (società cooperativa). В декрете особо отмечается, что компания должна быть уже действующей в течение не менее трех лет. Отсюда следует, что изучаемая нами схема иммиграции «проходит» только по критерию должности, занимаемой заявителем в итальянской компании – практически во всех случаях речь идет либо о президенте, либо о членах административного совета.
При этом схема не соответствует закону по двум другим важным критериям: по организационно-правовой форме компании (компании – «общества лиц», к которым относится SNC, декретом о визах не предусмотрены) и по сроку существования компании – на момент подачи запроса на визу компания, как правило, существует менее трех лет. Даже если бы вместо SNC была учреждена компания в форме, к примеру, SRL (ООО), то ничего бы не изменилось, поскольку по критерию срока существования компания все равно не проходит, а для отказа вполне достаточно единственного основания. В порядке обмена мнениями часто приходится слышать, что закон имеет более высокую юридическую силу, чем подзаконные акты (декреты о квотах и о визах), поэтому такие акты не могут отменять или изменять закон, либо устанавливать ограничения, не предусмотренные самим законом. Разумеется, не могут, кто же из вменяемых юристов станет с этим спорить? Но в данном случае принятие декрета о квотах предусмотрено самим законом, который содержит только общие и основополагающие нормы. При этом закон прямо отнес к компетенции Президента Совета Министров издание таких декретов.
Можно спорить о том, могут ли таким декретом вводиться, помимо количественных критериев, еще и качественные (определение категорий допускаемых к независимой работе иностранцев и конкретных требований к ним). Но последняя судебная практика отвечает на этот вопрос однозначно: да, могут. Интересующиеся имеют возможность ознакомиться с решением Регионального административного трибунала Лацио от 9 июля 2015 г. № 09260/2015. Для тех, кто не хочет утруждать себя чтением длинных юридических текстов на итальянском языке, кратко изложу суть дела. Консульство Италии в Шанхае отказало в визе для независимой деятельности (lavoro autonomo) китайскому гражданину, который учредил в Неаполе компанию типа SAS (коммандитное товарищество, относится к «обществам лиц», как и SNC), стал ее администратором и хотел получить визу на этом основании. Отказ мотивирован тем, что созданная компания не относится к «обществам капиталов», должность в которых позволяет получить визу, а также учреждена менее трех лет назад. Гражданин оспорил отказ в суде, ссылаясь на недопустимость применения декрета о квотах как нормативного акта, противоречащего закону. По его мнению, закон («Сводный текст») в статье 26 допускает въезд иностранцев для создания компаний, в том числе относящихся к «обществам лиц», и не устанавливает никаких ограничений по срокам существования таких компаний. Суд не принял во внимание доводы заявителя, посчитав подлежащими применению как декрет о квотах, так и упомянутый декрет о визах, и требования отклонил. Интерес представляет тот факт, что предыдущая практика была не столь однозначной, что также давало основания «оправдывать» применение подобных схем. В ходе судебного разбирательства заявитель даже ссылался на одно из таких решений от 29 января 2014 г. № 1119 (это довольно известное решение, удовлетворившее заявление российской гражданки об оспаривании отказа в визе, выданного консульством Италии в Майами, США). Несмотря на то, что оба дела рассматривались под председательством одного и того же судьи, в этот раз выводы суда были прямо противоположными. Наличие в 2015 г. других аналогичных решений, поддерживающих изложенную правовую позицию, позволяет говорить о сложившейся тенденции.
При таких обстоятельствах становится очевидным, что необходимость соблюдать требование о трехлетнем существовании компании – не миф, а реальность. Мифом, скорее, надо признать пропагандируемую отдельными «специалистами» возможность получения ВНЖ путем учреждения «свежей» итальянской компании и назначения себя на административную должность в ней. Впрочем, как я уже говорил, лотерею в итальянских консульствах никто не отменял, при наличии лишних денег всегда можно попытать счастья.
Здесь необходимо пояснить, что само по себе создание компании до получения ВНЖ не является основанием для отказа в визе. Если поданные в консульство документы могут быть расценены как дающие основание для въезда в рамках другой категории (например, «предприниматель»), то виза может быть открыта. К примеру, даже если мы учредили компанию любого типа, но при этом подали на визу документы, позволяющие признать нас предпринимателями, инвестирующими не менее 500 тыс. евро и гарантирующими создание не менее трех новых рабочих мест, визу мы получим. Правда, в этом случае не очень понятно, для чего надо было заранее учреждать компанию и рисковать деньгами, не имея гарантий положительного решения консульства. Как утверждают, это якобы должно свидетельствовать о серьезности намерений заявителя. На мой взгляд, это не дает ничего, кроме повышенных расходов и рисков. Если вы продемонстрируете выполнение требований декрета о квотах, предъявляемых к предпринимателям, никто в серьезности ваших намерений не усомнится, визу вы получите и без компании. Уже после въезда сможете решить, нужна ли вам компания, и если да, то какая. Другой вопрос, что на практике из собранных в ходе иммиграционной процедуры документов обычно следует, что виза запрашивается именно в качестве администратора компании. Это дает консульству основания для отказа. О перспективах обжалования такого отказа достаточно ясно было написано выше. Чтобы избежать проблем, выбирайте только процедуры, прямо предусмотренные итальянским законодательством. Не доверяйте словам, читайте декреты о квотах и о въездных визах – это именно те нормативные акты, в которых написано, кто и как может получить визу. И не забывайте о том, что закон предусматривает возможность получения виз и ВНЖ для определенных категорий заявителей ВНЕ КВОТ, то есть, без необходимости выполнения требований, предусмотренных соответствующим декретом.
Подробная информация об иммиграционных процедурах и программах: по ссылке.
Вадим Романчук
Правильный выбор иммиграционной процедуры определяется вашими целями и возможностями, включая образование и опыт, наличие связей с Италией и инвестиционных ресурсов. Предлагаем вам заполнить и прислать нам по электронной почте анкету, которая поможет нам порекомендовать наиболее подходящую для вас процедуру.
КОНТАКТЫ:
Permesso Consulting FZE LLC
BLA-BR3-613, AMC – BOULEVARD-A BUILDING
Ajman Media City, Ajman, UAE
For letters: P.O. Box 16049, Ajman, United Arab Emirates
Email: posta@permesso.ru
Телефон в России: +7 495 204 19 47
Телефон в Италии: +39 351 983 3212
НАПИШИТЕ НАМ
Отправляя сообщение, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой конфиденциальности, и даете согласие на обработку ваших персональных данных