Хотя Италия еще не готова полностью отказаться от бумажной волокиты, растет число официальных процедур, которые вы можете успешно осуществить онлайн.

Общение с лоскутным одеялом национальных, региональных и муниципальных офисов, составляющих государственную администрацию Италии, без сомнения, является одним из недостатков повседневной жизни здесь, в Италии.

А для иностранных жителей дополнительные иммиграционные процедуры, языковые барьеры и незнание правил могут значительно усложнить ориентирование в итальянской бюрократической системе, особенно если вы не живете в Италии постоянно.

Хорошая новость заключается в том, что Италия пытается – хоть и медленно — перевести большую часть своих административных процедур в онлайн — задача еще более актуальная, чем когда-либо в условиях пандемии Covid-19.

Хотя мы не сможем спасти вас от самих, порой не всегда адекватных итальянских бюрократов, мы собрали способы, с помощью которых вы можете сэкономить себе время и нервы, выполнив базовые бюрократические операции через Интернет.

Назначение appuntamento (даты и времени приема) для важных визитов

Итак, есть еще много вещей, которые вы можете сделать в Италии только лично — например, зарегистрировать свое место жительства в первый раз, запросить удостоверение личности или подать заявление на получение итальянского паспорта.

Но это не означает, что вам нужно явиться, к моменту открытия офиса, и стоять в долгой живой очереди. Проверьте систему онлайн-бронирования TuPassi, чтобы узнать, можете ли вы записаться на прием для получения необходимой вам услуги.

Чтобы подать заявление на получение удостоверения личности (carta d’identità), запишитесь на прием в своей коммуне через веб-сайт Министерства внутренних дел. Или, если вы являетесь гражданином Италии и вам нужен паспорт, вы можете записаться на прием здесь, чтобы оставить заявление и сдать отпечатки пальцев в местном отделении полиции.

Получить цифровое удостоверение (SPID)

Итальянская «Public Digital Identity System» или Sistema Pubblico di Identità Digitale (сокращенно SPID) является цифровым эквивалентом паспорта: личным подтвержденным идентификатором, который вы можете использовать для идентификации себя при выполнении каких-либо официальных действий в Интернете.

Он понадобится вам для входа на многие официальные веб-сайты, а также в приложение IO для государственных служб, поэтому это должно быть одной из первых задач, которую вы должны решить, если планируете выполнять бюрократические процедуры удаленно. В качестве альтернативы вы можете использовать свою электронную идентификационную карту (CIE) и смартфон для входа в систему: узнайте, как это сделать, по этой ссылке.

Для получения SPID необходимо подать заявку через одну из компаний, аккредитованных государством для его предоставления, и, хотя процесс зависит от поставщика данной услуги, некоторые из них позволяют вам выполнить весь процесс проверки личности из дома.

Получить сертифицированный адрес электронной почты (PEC)

Вы, наверное, уже знакомы с любовью итальянских чиновников к тому, чтобы важная корреспонденция пересылалась заказным письмом. Но вы можете сэкономить на поездках в почтовое отделение, используя цифровой эквивалент: «Сертифицированная электронная почта» или Posta Elettronica Certificata (PEC).

По сути, это учетная запись электронной почты, для настройки которой вам нужно показать официальный идентификатор. Сообщения, которые вы отправляете с него, заверяются отметкой даты и времени, чтобы показать, когда вы его отправили и когда оно было получено, и они имеют ту же юридическую ценность, что и физическое письмо lettera raccomandata (заказное письмо).

Вы можете получить свой собственный адрес PEC — за ежемесячную или ежегодную плату — у одного из официальных поставщиков, перечисленных здесь.

Более подробно о сертифицированной электронной почте – в нашей статье здесь.

Получить цифровую подпись

В то время как некоторые бюрократы, без сомнения, будут настаивать на собственноручных подписях до скончания веков, итальянское законодательство признает электронные подписи на нескольких важных юридических документах, включая трудовые договоры, коммерческие соглашения, определенные государственные документы и пр.

Несколько компаний аккредитованы для предоставления юридических услуг цифровой подписи в Италии, которые добавляют двухэтапный процесс проверки, когда вы подписываете документ электронным способом. Список таких компаний по ссылке.

Рассчитать свой codice fiscale

Ваш codice fiscale или налоговый код — это личный идентификационный код, который вас могут попросить предъявить в Италии для самых разных целей: от открытия банковского счета до оплаты счетов или даже покупок в Интернете.

Если у вас его еще нет, вам нужно будет обратиться в местную налоговую инспекцию, если вы находитесь в Италии, или в ближайшее итальянское консульство, если вы находитесь за границей. Но еще до официального присвоения, поскольку код генерируется в соответствии с вашим именем, полом, датой и местом рождения, можно узнать, каким он будет. Используйте онлайн-инструмент, подобный этому, чтобы выяснить свой будущий код.

Обратите внимание, что вам все равно нужно будет попросить налоговое агентство (Agenzia delle Entrate) назначить вам код, даже если он окажется идентичным тому, который вы рассчитали. Расчетный codice fiscale не является официальным и может оказаться неверным.

Поменять прописку в Италии

Если вы переезжаете в Италию из-за границы, в первый раз для регистрации по месту жительства, вы должны лично посетить anagrafe (регистрационный офис).

Но дальше будет легче. Если вы меняете место жительства в Италии, многие коммуны теперь позволяют вам уведомить их о вашем новом адресе по электронной почте (фактически, в условиях пандемии Covid-19 это единственный способ подать запрос на регистрацию по новому адресу).

Посетите веб-сайт вашей местной коммуны, чтобы найти форму dichiarazione di residenza («декларация о резидентстве»), и отправьте заполненную копию вместе со сканированными документами, подтверждающими адрес и удостоверение личности, на указанный адрес электронной почты. В некоторых случаях коммуна может потребовать от вас отправить заявку по PEC.

Запросить официальные сертификаты

Италия постепенно переводит в цифровую форму свою обширную базу данных официальных документов, и, в зависимости от оснащенности вашего местного регистрационного офиса (anagrafe), вы вполне можете запросить свидетельства о проживании, браке и рождении или другие важные документы через Интернет.

Посетите веб-сайт вашей коммуны, чтобы узнать, предлагают ли они вам эту возможность. Если это так, вам, вероятно, потребуется безопасно войти в систему, используя SPID или CIE, затем запросить сертификат, заплатить marca da bollo (гербовый сбор), если вам нужна версия с официальным штампом сертификации, и загрузить документ в формате PDF.

Подать заявление на получение итальянского гражданства

После того, как вы соберете все документы, необходимые для подачи заявления на итальянское гражданство, вы можете подать заявку онлайн через этот официальный портал, приложив сканы соответствующих документов вместе с формой заявки и квитанцией об уплате сбора за подачу заявления, уплаченного банковским переводом в Министерство внутренних дел.

Если ваше заявление будет принято, вас вызовут в ближайшее полицейское управление (если вы находитесь в Италии) или консульство (если вы находитесь за границей) для предъявления оригиналов документов и собственноручного подписания заявления.

После подписания заявления проверить статус своей заявки можно на том же сайте.

Подать заявление на получение nulla osta (отсутствие препятствий) для работы или воссоединения семьи

Работодатели, которые хотят нанять в Италии работника, не являющегося гражданином ЕС, или проживающие в Италии иностранцы, которые хотят перевезти свою семью, могут запросить разрешение на въезд в Министерство внутренних дел, называемое nulla osta, с помощью этого веб-сайта. Полученное разрешение позволяет заявителю запросить визу в ближайшем итальянском консульстве.

Вы можете использовать тот же веб-сайт, чтобы подать заявку на конвертацию студенческого ВНЖ в рабочее или забронировать сдачу теста на знание языка, который вам нужно пройти, чтобы запросить постоянный вид на жительство.

Проверить статус вашего заявления на получение вида на жительство

Если вы подали заявку на получение ВНЖ (permesso di soggiorno), вы можете проверить, как продвигается ваш запрос. Для этого на веб-сайте необходимо ввести коды, указанные на почтовой квитанции о подаче запроса.

Информацию о готовности ВНЖ к выдаче можно получить, введя номер или зарегистрированный почтовый код на веб-сайте Государственной полиции.

Получить доступ к вашим медицинским данным

Если вы зарегистрированы в национальной службе здравоохранения Италии (SSN), вы можете просматривать свои собственные данные в Интернете с помощью того, что правительство называет fasicolo sanitario elettronico или «электронной медицинской картой». Вы найдете подробную информацию о лечении, которое вы получили как в государственных, так и в частных учреждениях, если они связаны с региональной системой здравоохранения.

Услуга доступна во всех регионах Италии. Здесь вы найдете ссылку на электронные записи в вашем регионе. Большинству требуется SPID или CIE для входа в систему.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто может зарегистрироваться в системе национального здравоохранения в Италии? 

Поскольку каждый регион Италии имеет свою собственную систему здравоохранения, перечень медицинских услуг, доступ к которым вы можете получить в Интернете, сильно различается. В конечном итоге цель состоит в том, чтобы позволить каждому пациенту в Италии записываться на прием к врачу онлайн и / или через приложение, менять семейного врача и оплачивать медицинские счета через Интернет, получать рецепты в электронной форме и консультироваться с врачами удаленно.

Некоторые регионы уже предлагают, по крайней мере, некоторые из этих услуг: попробуйте выполнить поиск «Servizio Sanitario Regionale» + название вашего региона, чтобы узнать, что доступно там, где вы находитесь.

Если вы ищете именно услугу онлайн записи, введите в поиске «Centro unico di prenotazione» или «CUP» и название своего региона.

Заменить утерянную карту медицинской страховки (tessera sanitaria)

К сожалению, вы не можете подать заявку на получение tessera sanitaria онлайн или продлить её через Интернет после истечения срока её действия.

Но если вы потеряли или повредили свою карту, пока она еще действительна, вы можете заказать замену через веб-сайт налогового агентства. Вам нужно будет войти в систему, используя SPID или CIE, либо ваши существующие учетные данные, если они у вас есть.

Зарегистрироваться в национальной системе социального обеспечения, проверить свои данные и подать заявление на получение пособия

Все участники системы социального обеспечения Италии могут проверить свои записи в системе социального обеспечения, войдя на веб-сайт Национального института социального обеспечения (INPS)  с помощью SPID или CIE.

Если вы не зарегистрированы в INPS через работодателя, но имеете право вносить взносы в фонд социального страхования с дохода в Италии, вы можете зарегистрироваться онлайн здесь.

Вы также можете подать заявку на получение ряда льгот через Интернет, в том числе:

Полный список услуг INPS, доступных в Интернете, можно найти здесь.

Задекларировать и уплатить налоги

Зарегистрируйтесь на веб-сайте налогового агентства, и вы сможете рассчитывать, декларировать, оплачивать, проверять и требовать обратно свои налоги онлайн. Вы можете использовать SPID или CIE для входа в систему.

Полный список доступных онлайн-услуг можно найти здесь. Если то, что вам нужно, недоступно, вы можете записаться на прием, чтобы поговорить с ближайшей налоговой инспекцией лично.

Если вы работаете в Италии и подаете предварительно заполненную налоговую декларацию (форма 730), вы также можете получить доступ к специальному порталу здесь.

Отменить уплату лицензионного сбора на ТВ

Плата за телевизионную лицензию автоматически добавляется к счетам за электроэнергию в Италии, поэтому, если у вас нет телевизора или вы освобождены от уплаты (например, потому что вам больше 75 лет и у вас очень небольшой доход), вы можете отказаться от ее уплаты.

Для этого нужно заполнить форму и отправить ее в налоговую инспекцию, что вы можете сделать онлайн, если вы зарегистрированы на веб-сайте налогового агентства. Вы также можете использовать эту службу, чтобы запросить возврат средств, если с вас ошибочно сняли лицензионный сбор.

Рассчитать и оплатить налог на транспортное средство

Владельцы автомобилей могут узнать, какой размер регионального или провинциального налога на транспорт (bollo auto) они должны уплатить, с помощью этого онлайн-инструмента от ассоциации итальянских водителей ACI.

Большинство водителей также могут платить онлайн, хотя эта услуга пока доступна не во всех регионах. Зарегистрируйтесь на веб-сайте ACI, чтобы начать процедуру.

ACI также предлагает ряд других онлайн-опций для проверки данных, заказа сертификатов и расчета затрат, которые могут быть полезны, если вы покупаете или продаете автомобиль или ездите по работе: полный список можно найти здесь.

Записаться на получение кэшбэка от правительства

В качестве способа увеличения потребительских расходов и поощрения электронных платежей последнее правительство запустило схему кэшбэка, которая позволяет покупателям возвращать 10 процентов своих расходов, если они расплачиваются картой.

Вы можете зарегистрироваться для участия в схеме, используя одно из платежных приложений Италии или правительственное приложение IO, хотя покупки будут учитываться только в том случае, если они сделаны лично, а не онлайн.

Проверить записи реестра собственности

Если вы покупаете, продаете недвижимость в Италии или платите налог на нее, вам могут потребоваться кадастровые записи — реестр собственности и стоимости недвижимости.

Они доступны в Интернете на веб-сайте налогового агентства, где вы можете запросить информацию о собственности, границах, планах застройки, классификации, статусе ипотеки и многом другом. Вы также можете заказать сертификаты и подать заявку на исправление любых ошибок в кадастровых записях вашей собственности. Более подробно здесь.

Доступ к данным о предприятиях и отправка электронных счетов-фактур

Зарегистрированные владельцы бизнеса могут хранить цифровые копии всех документов своей компании на веб-сайте Impresa.Italia итальянской торговой палаты. У Палаты также есть отдельный веб-сайт, который вы можете использовать для отправки, получения и хранения электронных счетов. Обе службы бесплатны, доступны с помощью SPID и могут быть связаны.

Также, если вы ищете данные другой компании, вы можете выполнить поиск в онлайн-базе данных Торговой палаты (получить доступ к основной информации бесплатно или зарегистрироваться и заплатить для получения полной информации).

Для любых услуг, управляемых региональными или муниципальными властями, таких как здравоохранение и школьное образование, в некоторых частях Италии доступно больше возможностей, чем в других: все зависит от вашего региона.

Посетите веб-сайт местных властей, чтобы узнать, к каким услугам вы можете получить доступ онлайн.

Может быть есть ли какой-нибудь важный онлайн-сервис, который мы упустили? Сообщите нам, и мы обновим этот список.